Педагогические принципы
|
Как это работает?
|
Свобода выбора
Педагог дает ребенку возможность самостоятельно выбирать деятельность, а не модерирует ход занятий. Ребенок попадает в Монтессори-класс и сам выбирает, что он хочет делать.
|
В результате ситуации выбора:
- ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства;
- учится делать выбор;
- учится регулировать свою собственную психическую активность, самостоятельно определяя моменты смены деятельности, ее продолжительность;
- свобода выбора формирует в ребенке инициативность;
- наряду с соблюдением правила «поработал – убери», свобода выбора формирует в ребенке ответственность
|
Наличие специального комплекта дидактического Монтессори-материала
- Дидактические материалы должны быть представлены в полном объеме;
- находятся в свободном доступе для детей
- Имеют четкую логику построения
- Соответствуют всем потребностям Монтессори-среды
|
- всестороннее развитие ребенка во всех аспектах психической деятельности;
- максимальная эффективность освоения задач, заложенных в материалах;
- взаимопроникающая логика построения Монтессори-среды, когда работа в одной дидактической зоне (к примеру, сенсорной) максимально способствует освоению в другой (математика)
|
Контроль ошибок
В Монтессори-материалах заложен контроль ошибок, что позволяет ребенку самому видеть ошибку и исправить ее без помощи взрослого
|
- формирование адекватной самооценки;
- развитие поисковой активности ребенка, инициативности;
- самоконтроль;
- развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок находит ошибку и исправляет ее;
- появление «сензитивности», когда ребенок занимается чем-нибудь не за оценку взрослого, не из-за порицание за «ничегонеделание», а только потому, что интересно;
|
Монтессори-педагог *
Знание специальных презентаций материалов. Каждый материал в Монтессори-среде имеет свой способ презентации (показа ребенку)
*педагог, прошедший специальную подготовку по системе Монтессори
|
- максимально быстрое и эффективное усвоение задач материалов;
- возможность поэтапного усвоения навыка;
- развитие точности восприятия;
- развитие концентрации внимания;
- развития памяти ребенка и умения работать по образцу;
- развитие логики (каждое последующее действие не может состояться без предыдущего)
|
Наличие определенных правил работы в Монтессори-среде
Во время занятий все дети обязаны следовать правилам. За этим следит педагог. Например:
- убери за собой
- работа на ковриках
- твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого
- по классу передвигаемся тихо
и другие…
|
- приучение к порядку;
- умение организовать свое рабочее пространство;
- умение рационально использовать пространство;
- умение нести ответственность за собственный выбор;
- потребность в завершении дела (когда незаконченное дело доставляет ребенку дискомфорт);
- развитие социально-адаптивных навыков и умение уважать чужие права и многое другое
|
Разновозрастность
В группе присутствуют дети разных возрастов в определенном диапазоне
Необходимо подключать детей друг к другу: в любой деятельности, где помощь вместо взрослого может оказать ребенок – давать ему эту возможность
|
- высокое развитие социально-адаптивных навыков за счет опыта общения с разными возрастами;
- дети побуждаются обучать, сотрудничать и помогать друг другу;
- формируется чувство взаимопомощи;
- младшие имеют возможность учиться у старших;
- старшие приобретают лидерские качества, удовлетворяют потребность в чувстве собственной значимости; формируется чувство ответственности
|
Дети – активные участники процесса обучения
Часто не взрослые обучают детей, а дети обучают друг друга;
Дети готовят сообщения (подбирают нужную и интересную информацию) на разные темы и рассказывают товарищам.
|
- такой вид работы способствует:
- развитию уверенности в себе, самостоятельности
- развитию познавательной активности ребенка, любви к обучению
- умению задавать вопросы и отвечать на них
- профилактике страха публичных выступлений
- умению передать информацию другим и умению слушать
|
Психологические принципы
|
Как это работает?
|
«Не делай за ребенка то, что он может сделать сам»
Помоги мне сделать это самому! Все, что ребенок может сделать сам – он сделает сам. Помощь взрослого должна быть минимальной
|
- уверенность в своих силах;
- самостоятельность;
- решительность;
- более интенсивное овладение и усвоение навыков;
- формирование адекватной самооценки
- удовлетворение потребности к взрослению
|
Отсутствие оценок взрослого
Не давать постоянных оценок ребенка и его деятельности;
проявлять свое отношение через собственные чувства;
научить ребенка самому давать адекватную оценку собственной деятельности
|
- независимость от чужой оценки;
- формирование позитивного образа «Я»
- уверенность в себе
- умение объективно оценить себя, свои поступки и работу;
- Ребенок работает с материалами только потому, что это ему по-настоящему интересно, а не из-за страха наказания или желания получить позитивную оценку
|
Отсутствие соревновательного мотива
Не сравнивать ребенка с другими. Одной из стимуляций к развитию выступает уровень и качество достигнутого «Я-сегодня» против «Я-вчера», а не в сравнении «Я с другими»
|
- формирование позитивной самооценки, светлого образа «Я»;
- самодостаточность;
- уверенность в себе
|